Оптимизация структуры каталога для интернет-магазина

Рассмотрим главную составляющую каждого интернет-магазина с товарами – это его каталог. За несколько лет работы с сайтами клиентов, я собрал ряд рекомендаций, которые помогут построить оптимизированную структуру каталога. Что позволяет эффективнее привлекать покупателей из поисковых систем.

Советы по оптимизации структуры каталога

Выкатывая в паблик интернет-магазин, желательно заблаговременно позаботиться о его правильной структуре каталога. Но часто приходиться сталкиваться с уже готовым каталогом, который выгружается на сайт автоматически. В этом случае мы должны оценить его структуру и внести ряд правок. И так, посмотрим, что входит в оптимизацию каталога.

Спрос покупателя

Когда клиент работает со своей базой товаров, например, в 1С Предприятие. Он выстраивает иерархию каталога в том виде, в которой ему удобно работать. Часто здесь могут попадаться категории с названием фирм поставщиков, а также категории общего значения, например, «Разное», «Всё для …», «Прочее».

В общем мы часто сталкиваемся, что категория имеет слишком общий характер, либо наоборот, слишком узкий. В любом из случаев, получить целевого покупателя из органической выдачи, здесь очень трудно.

Из выше сказанного, необходимо выстраивать категории интернет-магазина на основе спроса ваших покупателей, а не то как вы это видите. Что бы понять в чем нуждается ваш покупатель, мы работаем со статистикой ключевых слов – Яндекс.Вордстат.

Спрос покупателей в интернете

Доступность товара в 3 клика

Многие оптимизаторы, наверно слышали о правиле трёх кликов. Я стараюсь выстраивать каталог именно по такому принципу. Так как часто встречаются магазины у которых, чтобы найти нужную группу товаров, необходимо пройти путь в 4-5 категорий. При этом часто промежуточные категории являются, простыми ненужными - «пустышками».

При большой вложенности товаров по категориям, получаем ситуацию, когда мы усложняем покупателю поиск нужных товаров. Чаще потенциальные клиенты вашего интернет-магазина, не хотят разбираться и вникать в вашу структуру и уходят, туда где он более удобен и где не нужно много думать.

Уровень вложенности категорий

Ассортимент товаров в категории

Старайтесь группировать категории так, чтобы на конце покупателю был представлен широкий выбор товаров. Здесь идет прямая зависимость на продвижение высоко частного запроса вашего интернет-магазина. Это и есть один из принципов продвижения коммерческого сайта без ссылок, о которых я уже давно писал.

Посетитель, который попал к вам из поисковый выдачи сразу на категорию, начинает просматривать интересующий его товар. При этом вы получаете хорошие поведенческие факторы, если он начинает выбирать товар, изучает его, а потом делает возврат в категорию с которой он вошел к нам на сайт. Чем больше покупатель взаимодействует по схеме «категория-товар», тем выше шансы у категории попасть в ТОП.

Фильтры - на замену низко частотным категориям

Исходя из советов, которые я представил выше, еще раз повторюсь. Старайтесь избавляться от категорий, в которых не в состоянии представить покупателю широкий ассортимент товаров, соответственно поднимайте товары в каталоге выше и продвигайте именно такую категорию.

Но даже если у вас достаточное количество товаров в категории, не стоит ее разбивать на низкочастотную категорию по которым практически нет спроса.

Внедряйте в конечную категорию товаров фильтры по самым низкочастотным запросам. Это усилит более тяжелый ключевой запрос и избавит от проблем с категориями 4-5 уровня.

Фильтры для категорий

И никогда не забывайте, что в категориях у вас есть товары, которые и должны работать по самым низкочастотным запросам избавляя вас от создания «пустых» категорий.

Не повторять названия категорий

У крупных интернет-магазинов, имеет место быть, что встречаются категории с одинаковыми названиями, но товар разный. Данный факт может приводить к каннибализации посадочных страниц. Если это единичные случаи, то на это можно закрыть глаза. Но если такие категории попадаются чаще, желательно сделать их уникальными, добавив в название больше конкретики.

Так же могут быть случаи, что название верхней категории имеет двойственность, например, «Кухонные ложки и вилки» а ниже две категории «Кухонные ложки» и «Кухонные вилки». Избавляемся путем, переименовывая «Кухонные ложки и вилки» в «Кухонные приборы» или «Столовые приборы». Это пример, для общего понимания.

Визуализируйте структуру каталога

Что бы с легкостью построить оптимизированный каталог и увидеть его больные места, я советую составить его визуальную структуру. Это очень поможет и сэкономит вам время, чтобы изучить слабые места каталога.

Для этого, я совсем недавно узнал и стал использовать Mind Map - «Карты ума». Существует достаточное количество таких программ. Сейчас, чтобы построить структуру каталога c помощью Mind-карт, я использую простую и бесплатную онлайн версию coggle.it – для всех кто используют учетную запись в Google.

Пример Mind-карты (карты ума)

Так же, с помощью визуализации структуры, вам будет проще объяснить клиенту свои действия с целью оптимизации каталога для интернет-магазина.

На этом у меня всё. Хочу отметить, что у каждого каталога есть свои особенности и некоторые правила могут не работать.